В 2009 г. российский автомобильный рынок упал на 49% — реализовано 1,46 млн новых автомобилей, заявил на годовой пресс-конференции комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Мартин Ян, вице-председатель комитета и гендиректор «Фольксваген груп рус». Причины падения — повышение импортных пошлин на автомобили, сокращение банковского финансирования и девальвация рубля, объяснил он.
Российский рынок провалился сильнее всех остальных крупнейших, а китайский и немецкий в прошлом году даже показали рост, напоминает Ян. Снижение продаж на большинстве крупных автомобильных рынков в прошлом году составило 5-10%.
Меры господдержки авторынка в России оказались недостаточно эффективными, констатируют автопроизводители: программа льготного автокредитования заработала позже, чем ожидалось, по ней продано меньше 70 000 автомобилей, что не могло оказать влияния на рынок, заявил Ян.
Скорого восстановления автоконцерны не ждут: оптимистичный прогноз на 2010 г. — продажа 1,5 млн автомобилей, заявил Ян. Причем оживления производители ждут только во второй половине года.
Из 20 самых продаваемых марок самое значительное падение продемонстрировала Honda — ее продажи снизились на 74% до 23 222 автомобилей, продажи Opel — на 65% до 34 277 машин, Toyota откатилась на 64% до 68 731 авто. Увеличить продажи по сравнению с 2008 г. из 20 самых популярных марок не смогла ни одна. Меньше всех — на 20% — сократила продажи Kia (70 088 шт.), на 22% снизились продажи Volkswagen (до 39 488 шт.).
Самой продаваемой иномаркой впервые стала Renault Logan: их продано 53 869 шт. (-27% по сравнению с 2008 г.). На втором месте — Ford Focus (52 108 шт., -44%), замыкает тройку лидеров Chevrolet Lacetti (29 362 машин, -64%).
Значительно лучше рынка чувствовали себя немецкие производители дорогих машин (ни один из них в топ-20 не вошел): BMW снизила продажи всего на 11% (до 16 350 автомобилей), Audi — на 12% (до 15 009 шт.), Mercedes — на 28% (до 12 050 шт.).